Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Стратегия развития воспитания в РФ

Проект
на 30.10.14

 

Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации (2015 – 2025)

Введение

 

Общие положения

Воспитание как стратегический национальный приоритет

Цель, задачи и основа стратегии

Приоритеты государственной политики развития  личности в гражданском обществе

Основные вызовы и направления развития воспитания в современном обществе

Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху

Воспитание гражданина

Семья как ведущий институт воспитания

Духовно-нравственное развитие

Воспитание как позитивная социализация и развитие личности

Воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе

Воспитание и профессиональный выбор

Меры и механизмы

реализации стратегии

1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания и педагогического просвещения.

 2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в  системе дошкольного, общего  и дополнительного образования детей.

3. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи и социальные институты воспитания. 

4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов - СМИ и Интернет.

5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций

6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.

7. Физическое воспитание и развитие культуры здорового образа жизни.

8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.

9. Фундаментальные и прикладные исследования  феноменов детства, семьи и воспитания.

 

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокульутрного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управле­ния процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Общие положения

Прогнозирование развития Российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании подрастающего поколения и взрослого  населения страны.  Стратегия развития воспитания  является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономическим и социально-политическим изменениям в жизни России.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на положениях  Конституции Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие,  исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Определяющими для стратегии служат положения об инновационном развитии страны, которые изложены в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждающая упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (Российской нации).

Содержание Стратегии определяется в соответствии  с Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», "Об основах общественного контроля в Российской Федерации",  Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Государственной  программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.»,  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 – 2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.

Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств  общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.

Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития в условиях информационного общества. Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между материальным состоянием государства, благополучием населения и готовностью граждан к реализации новых социально-экономических потребностей общества.  В связи с этим в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

Психолого-педагогические основания стратегии учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно‑исторический и системно-деятельностный подходы,  опора на  активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры,  мотивацию самосовершенствования.  Эти позиции нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях: формирования воспитательных систем и воспитательного пространства,  культурологической и социально-ролевых концепциях.

Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Воспитание как стратегический национальный приоритет

Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются ребенок, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или психолого-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.

Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и ребенка. При этом происходит развитие личности ребенка и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Воспитание это деятельность, направленная на интеграцию ребенка в общество, освоение им комплекса нравственных норм и социальных ролей, которые осуществляются через его включение в различные виды социальных отношений.

При этом  решаются две группы задач: соци­альной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза­ция - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации ребенка является со­циальная активность - реализуемая готовность к социальным дейст­виям, которая проявляется в различных сферах жизнедеятельности.

Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования и направлено на реализацию его потенциальных возможностей

Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоя­тельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе.

Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальный цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности.. Таким идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель, задачи и основа стратегии

Цель Стратегии - развитие в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.

Основа Стратегии - базовые национальные ценности Российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задачи стратегии:

  • консолидация усилий российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения;
  • обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой  ответственности родителей за воспитание  детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов.
  • повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей;
  • создать стабильную систему психолого-педагогической поддержки уязвимых категорий детей, способствующих их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства

Приоритеты государственной политики развития личности в гражданском обществе основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования и направлены на:

  • защиту прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка,  включая право каждого на ценностное самоопределение;
  • интеграцию программ воспитания в основные виды деятельности детей в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;
  • сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;
  • создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка и психолого-педагогической поддержки их семей;
  • развитие психолого-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху

Новые способы обработки и передачи информации с помощью интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоения информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком.  

Идеальной целью воспитания в цивилизованном демократическом обществе  в информационную эпоху является воспитание свободного ответственного гражданина, получение и усвоения информации которым невозможно представить без интернет- пространства.

Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий  внутренней свободы, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.

Свободный ответственный гражданин имеет духовно нравственную основу существования. Поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют его активность.

Воспитание гражданина

В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования  уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

Семья как ведущий институт воспитания

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:

  • государственная поддержка семейного воспитания, включающая разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми, по обеспечению материального благополучия в семье,  создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания,  охрану прав ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности  образовательных организаций и других социальных институтов;
  • расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
  • организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;
  • поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.

Государственная поддержка семейного воспитания предполагает разработку системы мер по повышению социального статуса семьи с детьми, обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье,  созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций и других социальных институтов.

Духовно-нравственное развитие

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Воспитание как позитивная социализация и развитие личности

Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:

  • диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
  • использование положительных факторов в развитии качеств личности;
  • воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
  • развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и иных.

В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание должно быть уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений, в том числе профильных и учитывающих социокультурную специфику субъектов Российской Федерации (участников общественных движений русского географического, историко-патриотического обществ, казачества, юных журналистов, экологов, поисковых отрядов, участников студий народных ремесел и фольклорных коллективов).

Также стратегически важна координация взаимодействия общественных и государственных институтов воспитания  в целях решения комплекса проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, дети-сироты, дети. Оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Привлечение данных категорий детей к принятию затрагивающих их решений, не в качестве лиц, в интересах которых принимаются решения, а в качестве инициаторов перемен.

В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.

Воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе

Человек культуры достоинства - самодостаточная личность, полагающаяся только на себя, на свой внутренний зов, а не на других, не на то, что они думают о ней, чего от нее ожидают. Воля такого человека не подвергается искажениям, зависимости от других и их намерений, она - целостная, независимая. Воспитание как приобщение к культуре достоинства является принципиальным при определении основ нравственного воспитания детей и молодёжи.

Основой взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном   обществе является признание права на отличие, принятие другого человека таким, каков он есть, уважение иных точек зрения, понимание традиций, ценности и культуры представителей других национальностей и вероисповеданий.

Воспитание культуры взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном   обществе в поликультурном обществе связано с признанием детьми того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов является актуальной задачей Стратегии.

В вопросах воспитания детей мигрантов важно взаимодействие общественных и государственных институтов.

Воспитание и профессиональный выбор

В профессиональной образовательной организации происходит завершение формирования личности человека, его профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего профессионального образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствуют тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.

МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.

Одной из существенных составляющих воспитания и социализации детей является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей).

Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания.

К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:

  • выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, поддержка деятельности родительских ассоциаций и других форм социальных инициатив родительской общественности;
  • непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);
  • организация встреч родителей, детей, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;
  • поддержка семей и государственная компенсация за упущенную прибыль от получения дохода в связи с необходимостью ухаживать за детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
  • синхронизация концепции семейной политики в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне.

2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в  системе общего (в детском саду и школе)  и дополнительного образования детей.

В  соответствии с ФГОС ДО, воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

В  соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые   предполагают  готовность и способность детей к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Учет особенности различных контингентов детей, в том числе: одаренных детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; детей с девиантным поведением; детей, имеющих проблемы в школьном обучении; детей–мигрантов, не владеющих русским языком; детей разных рас, национальностей и вероисповеданий и др. Для решения проблемы   необходима разработка инновационных подходов к воспитанию, определению новых концептуальных ориентиров, повышения уровня овладения педагогами достижений педагогической науки, ее новой методологии, знания современных технологий воспитания.

3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.

  • повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;
  • обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта;
  • реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания;
  • разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;
  • повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.

4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):

  • разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии развития воспитания в Интернете;
  • разработка системы возрастной идентификации пользователя в целях недопущения случаев получения пользователями до 18 лет информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено;
  • обеспечение применения административных, организационных технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при предоставлении доступа пользователей библиотеки к Интернет-ресурсам;
  • принятие пакета программ формирования культуры пользования интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимостью у детей и подростков, в том числе – мер направленных на расширение законодательной базы, экономического и налогового стимулирования разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой зависимости;
  • введение государственной системы психолого-педагогической экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ, электронных учебников;
  • обеспечение подготовки специалистов по проблемам медиаобразования; обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании.

5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.

В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:

  • в цели – выход на защиту социальных прав детей;
  • в содержании деятельности – использование вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно-значимой деятельности;
  • в организации – свободное структурирование внешних и внутренних связей субъектов общественной деятельности;
  • в составе участников – разновозрастность.

6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.

В образовательные программы  должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающей раннее включение ребенка в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи, с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.

Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения ребенка, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.

7. Физическое воспитание и развитие культуры здорового образа жизни.

Расширение возможностей физического воспитания детей должно быть направлено на поддержку физического развития детей, на приобщение их к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни.

Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования:

  • основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
  • морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и прочих);
  • создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп.

8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.

Система воспитания должна строиться вокруг сильного одарённого учителя, педагогические кадры нужно отбирать, беречь их и поддерживать. Авторитет педагога-воспитателя является залогом успешной реализации стратегии. Значимость разработки и реализации в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку  кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации детей, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания. Разработка программ по поддержке интереса в детской и подростковой среде профессий социально-педагогической направленности.