Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Проект
на 30.10.14
Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации (2015 – 2025)
Введение
|
Общие положения |
Воспитание как стратегический национальный приоритет |
|
Цель, задачи и основа стратегии |
|
Приоритеты государственной политики развития личности в гражданском обществе |
|
Основные вызовы и направления развития воспитания в современном обществе |
Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху |
Воспитание гражданина |
|
Семья как ведущий институт воспитания |
|
Духовно-нравственное развитие |
|
Воспитание как позитивная социализация и развитие личности |
|
Воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе |
|
Воспитание и профессиональный выбор |
|
Меры и механизмы реализации стратегии |
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания и педагогического просвещения. 2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей. 3. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи и социальные институты воспитания. 4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов - СМИ и Интернет. 5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций 6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение. 7. Физическое воспитание и развитие культуры здорового образа жизни. 8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания. 9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания.
|
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокульутрного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Общие положения
Прогнозирование развития Российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании подрастающего поколения и взрослого населения страны. Стратегия развития воспитания является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономическим и социально-политическим изменениям в жизни России.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на положениях Конституции Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Определяющими для стратегии служат положения об инновационном развитии страны, которые изложены в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждающая упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (Российской нации).
Содержание Стратегии определяется в соответствии с Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 – 2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.
Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития в условиях информационного общества. Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между материальным состоянием государства, благополучием населения и готовностью граждан к реализации новых социально-экономических потребностей общества. В связи с этим в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.
Психолого-педагогические основания стратегии учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно‑исторический и системно-деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования. Эти позиции нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях: формирования воспитательных систем и воспитательного пространства, культурологической и социально-ролевых концепциях.
Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.
Воспитание как стратегический национальный приоритет
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются ребенок, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или психолого-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.
Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и ребенка. При этом происходит развитие личности ребенка и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитание это деятельность, направленная на интеграцию ребенка в общество, освоение им комплекса нравственных норм и социальных ролей, которые осуществляются через его включение в различные виды социальных отношений.
При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации ребенка является социальная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах жизнедеятельности.
Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования и направлено на реализацию его потенциальных возможностей
Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальный цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности.. Таким идеалом является свободный, ответственный высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель, задачи и основа стратегии
Цель Стратегии - развитие в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.
Основа Стратегии - базовые национальные ценности Российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:
Задачи стратегии:
Приоритеты государственной политики развития личности в гражданском обществе основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования и направлены на:
ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху
Новые способы обработки и передачи информации с помощью интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоения информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком.
Идеальной целью воспитания в цивилизованном демократическом обществе в информационную эпоху является воспитание свободного ответственного гражданина, получение и усвоения информации которым невозможно представить без интернет- пространства.
Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий внутренней свободы, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.
Свободный ответственный гражданин имеет духовно нравственную основу существования. Поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют его активность.
Воспитание гражданина
В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.
Семья как ведущий институт воспитания
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:
Государственная поддержка семейного воспитания предполагает разработку системы мер по повышению социального статуса семьи с детьми, обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций и других социальных институтов.
Духовно-нравственное развитие
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия ими базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.
Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание должно быть уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений, в том числе профильных и учитывающих социокультурную специфику субъектов Российской Федерации (участников общественных движений русского географического, историко-патриотического обществ, казачества, юных журналистов, экологов, поисковых отрядов, участников студий народных ремесел и фольклорных коллективов).
Также стратегически важна координация взаимодействия общественных и государственных институтов воспитания в целях решения комплекса проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, дети-сироты, дети. Оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Привлечение данных категорий детей к принятию затрагивающих их решений, не в качестве лиц, в интересах которых принимаются решения, а в качестве инициаторов перемен.
В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.
Воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе
Человек культуры достоинства - самодостаточная личность, полагающаяся только на себя, на свой внутренний зов, а не на других, не на то, что они думают о ней, чего от нее ожидают. Воля такого человека не подвергается искажениям, зависимости от других и их намерений, она - целостная, независимая. Воспитание как приобщение к культуре достоинства является принципиальным при определении основ нравственного воспитания детей и молодёжи.
Основой взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе является признание права на отличие, принятие другого человека таким, каков он есть, уважение иных точек зрения, понимание традиций, ценности и культуры представителей других национальностей и вероисповеданий.
Воспитание культуры взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном обществе в поликультурном обществе связано с признанием детьми того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов является актуальной задачей Стратегии.
В вопросах воспитания детей мигрантов важно взаимодействие общественных и государственных институтов.
Воспитание и профессиональный выбор
В профессиональной образовательной организации происходит завершение формирования личности человека, его профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего профессионального образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствуют тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.
МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.
Одной из существенных составляющих воспитания и социализации детей является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей).
Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания.
К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:
2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей.
В соответствии с ФГОС ДО, воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность детей к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Учет особенности различных контингентов детей, в том числе: одаренных детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; детей с девиантным поведением; детей, имеющих проблемы в школьном обучении; детей–мигрантов, не владеющих русским языком; детей разных рас, национальностей и вероисповеданий и др. Для решения проблемы необходима разработка инновационных подходов к воспитанию, определению новых концептуальных ориентиров, повышения уровня овладения педагогами достижений педагогической науки, ее новой методологии, знания современных технологий воспитания.
3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.
4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):
5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.
Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.
В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:
6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.
В образовательные программы должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающей раннее включение ребенка в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи, с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.
Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения ребенка, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.
7. Физическое воспитание и развитие культуры здорового образа жизни.
Расширение возможностей физического воспитания детей должно быть направлено на поддержку физического развития детей, на приобщение их к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни.
Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования:
8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.
Система воспитания должна строиться вокруг сильного одарённого учителя, педагогические кадры нужно отбирать, беречь их и поддерживать. Авторитет педагога-воспитателя является залогом успешной реализации стратегии. Значимость разработки и реализации в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации детей, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания. Разработка программ по поддержке интереса в детской и подростковой среде профессий социально-педагогической направленности.