1. Рабочая программа учителя по учебному предмету (учебному курсу, элективному курсу, факультативу) – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФКГСОО, ФГОС к условиям, структуре и результату освоения основных образовательных программ по конкретному предмету учебного плана Школы в соответствии с уровнем образования.
2. Цель рабочей программы — создание условий для реализации государственных образовательных стандартов.
3. Рабочая программа учителя способствует выполнению его управленческих функций:
- нормативной, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
- организационной, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
4. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности Школы в рамках реализации основной образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы по учебным курсам;
- программы по элективным курсам;
- программы факультативов;
- программы по внеурочной деятельности.
5. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.
6. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей - школьным методическим объединением).
7. Рабочие программы разрабатываются на уровень начального общего, основного общего, среднего общего образования или на один учебный год.
8. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- ФКГСОО;
- Федеральному государственному образовательному стандарту;
- для рабочих программ учителей, реализующих ФГОС 2 поколения, - стандартизированным «Требованиям к структуре основной образовательной программы»;
- УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебному плану Школы;
- требованиям к оснащению образовательного процесса.
9. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
10. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
11. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
12. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. Рабочая программа предоставляется в пластиковом скоросшивателе, печать может быть односторонняя или двусторонняя с соблюдением правильной последовательности чтения текста программы.
13. В зависимости от степени корректировки примерной программы рабочая программа может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:
- по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;
- возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;
- возможно использование двух и более примерных программ;
- рабочие программы факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы.
14. Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО и примерной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;
- включать краеведческий материал;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.